Дистанционная конференция «Информатизация школьного образовательного пространства»
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения. Громова Татьяна Владимировна

+4
Щукина Елена Николаевна
Громова Т.В.
Добровольская Н. И.
Admin
Участников: 8

Перейти вниз

Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения.  Громова Татьяна Владимировна Empty Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения. Громова Татьяна Владимировна

Сообщение  Admin Сб Дек 03, 2011 12:47 pm

В нашей стране школьные газеты всегда были частью информационного пространства школы, а зачастую – и основным фактором его формирования. Как правило, каждая школа и каждый класс имели свою газету, выходившую в формате стенной газеты, в которой, помимо трансляции новостей страны и мира, обычно обозревались события школы, класса или отряда, бичевались недостатки и поощрялись достижения. Зачастую место школьной стенгазеты занимала «Пионерская правда», выполняющая фактически те же функции, главной из которых являлась воспитательная. Воспитывали школьные газеты в духе господствующей в то время идеологии и имели выраженную идеологическую и политическую направленность. Воздерживаясь от оценочных суждений, отметим, что ориентировались газеты прошлого века в основном на воспитание своих читателей, транслируя им определенные ценности, осуждая одни модели поведения и поддерживая другие, целенаправленно создавая у школьников четкое понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Интересно отметить, что в конце прошлого века ситуация с детскими изданиями стала стремительно меняться. Воспитательная функция практически ушла со страниц детских журналов и газет, уступив место информационно-развлекательной и развивающей. Исчезла и идеалогизированность, детские издания стали политически и идеалогически нейтральными, красные галстуки исчезли с их обложек. Интересно также и то, что детские издания исчезли из школ. Газеты уже не вывешивались на всеобщее обозрение и не обсуждались на классных часах. Одновременно с этим стали стремительно исчезать и собственно школьные издания, стенгазеты перестали быть обязательным атрибутом школьной информационной среды.
Просуществовав некоторое время в информационном вакууме, в настоящее время образовательные учреждения – кто активно, кто осторожно – осваивают информационное пространство заново, создавая и наполняя школьные сайты и интернет-форумы, организовывая школьные радиостанции и телевидение и, наконец, выпуская новые школьные газеты. При этом характер и функции школьной газеты каждое образовательное учреждение, как правило, определяет самостоятельно, в соответствии со стоящими перед ним задачами.
Когда мы решили возродить традицию школьной газеты в нашей новой школе, у меня были определенные сомнения и вопросы: какой должна быть школьная газета, чтобы стать интересной для школьников, сможет ли она занять свое место в информационном пространстве в эпоху Интернета? На тот момент у школы уже был свой WEB-сайт и форум, а также три года существовал журнал, выходящий несколько раз в год. Однако мы решили рискнуть и разрешить свои сомнения на практике и вскоре поняли, что газета школе нужна.
Как же удается школьной газете завоевать и устойчиво занимать свои позиции в информационном пространстве школы сегодня? На втором году регулярного издания я могу выделить несколько основных функций, которые выполняет школьная газета, условно разделив их на две категории: информационные (или прикладные) и психолого-педагогические. В свою очередь информационные функции делятся на оповещение, формирование общего школьного информационного пространства и формирование общественного мнения, а психолого-педагогические - на развивающую, воспитательную, коммуникационную и социальную.
1. Оповещение. Собственно функция информирования учащихся о новостях, событиях и фактах как параллелей и школы (расписание каникул, дата проведения классных «огоньков» и т.д.), так и всего района (открытие нового кинотеатра (особенности, адрес, сайт с расписанием сеансов), выставка, проходящая в районе, и т.д.). Мы отметили, что в плане информирования учащихся об основных событиях школьная газета имеет явное преимущество перед другими средствами информации: школьный сайт зачастую элементарно не успевает уследить за всеми актуальными событиями, да и не всегда доступен для учеников (например, ученики младших классов имеют к Интернету ограниченный доступ по объективным причинам). Газета доступна всегда. Она сама идет навстречу своим читателям, она делается самими учениками для учеников и распространяется в школе. Впрочем, в ближайшие планы редакции входит размещение материалов газеты на школьном форме, чтобы сделать ее доступной и для тех, кто по различным причинам не посещает школу в настоящее время.
2. Формирование общего школьного информационного пространства. Еще одно отличие и достоинство газеты состоит в том, что, в отличие от Интернет-пространства, в большинстве случаев предоставляющего информацию по запросу пользователя в соответствии с его интересами в данный момент, газета стремится к предоставлению определенного блока разнообразной информации, отображающего действительность в различных ее аспектах, тем самым формируя определенное информационное пространство в образовательном учреждении. Иными словами, если на практике Интернет информирует каждого о том, что его заинтересует, газета информирует всех обо всем, освещая основные проходящие в школе мероприятия, давая обзоры последних событий в начальной и средней школе, рассказывая ученикам о разных сторонах школьной жизни, многие из которых от учащихся ускользают просто в силу их отсутствия в общем информационном пространстве.
Кроме того, было замечено, что часть происходящих событий, вовсе не будучи скрытой или камерной, тем не менее не воспринимается учащимися в качестве таковой. Так от внимания учащихся ускользали выставки работ других учеников, интересные проекты, реализуемые другими классами, олимпиады и др. Большинство событий воспринимается в соответствии с принципом «то, что происходит не со мной лично, меня не касается», что значительно обедняет и заметно искажает общую картину происходящего в школе.
3. Формирование общественного мнения. Об этой функции принято вспоминать, говоря о средствах массовой информации, но она, как правило, не учитывается, когда речь идет непосредственно о школьной прессе. Тем не менее, школьная газета также предоставляет оценку происходящих событий, поощряя или осуждая определенные качества и поступки и, таким образом, «выставляя их на вид», то есть, делая объектом для размышления и обсуждения.
Было интересно отметить, что оценочные суждения оказались едва ли не самым трудным для современных учащихся делом: позитивная оценка событий оказалась у большинства авторов шаблонной и формализованной («было очень интересно», «концерт прошел хорошо» и т.д.), выделение и описание недостатков оказались и вовсе невозможными.
4. Развивающая. В информационной среде образовательного учреждения газета занимает свою уникальную нишу, не только воздействуя на своих читателей, но и развивая самих журналистов, побуждая их к размышлениям, внимательному анализу происходящих событий, сопоставлению, обобщению, выражению собственного (пусть даже нелицеприятного) мнения. Кроме того, школьное издательство особое внимание уделяет стилю, журналисты получают опыт работы с текстом и иллюстрациями, развивают чувство языка и художественный вкус. Также члены редколлегии получают еще одну возможность использовать на практике знания и умения, полученные на специальных и элективных курсах нашей школы (компьютерной графики, верстки и т.д.)
5. Воспитательная. Регулярное издание газеты требует таких качеств как обязательность, ответственность, дисциплина, самостоятельность, умение гра-мотно распределять объемы работы во времени и сдавать материал в указанный срок.
6. Коммуникационная. Школьная газета объединяет всех участников образовательного процесса, учителей, учеников, родителей, сотрудников школы. Совместная работа над одним проектом объединяет и сплачивает, что отмечается и самими авторами. Кроме того, журналисты получают первый опыт проведения интервью и опросов, что представляет собой совершенно новую для них форму коммуникации с учениками и учителями.
7. Социальная. Ребята непосредственно учатся оказывать влияние на формирование информационной среды, осознавая, что их труд имеет смысл и ценность для всех участников образовательного процесса, что их мнение будет прочитано, а значит – услышано. Таким образом, каждый автор чувствует свою сопричастность к происходящим в школе процессам, возможность принять в них участие и высказать свое отношение к ним.

Новая газета в нашей школе начиналась с достаточно нейтрального изда-ния, имеющего в основном информационный характер и непосредственно к школьным событиям обращавшегося лишь эпизодически. Летом в школьном лагере мы издавали экспериментальные выпуски летней «Флэшки», в которой впервые стали ориентироваться на события лагерной жизни, проводя опросы и интервью участников и затрагивая сугубо лагерные и летние темы. С нового учебного года «Флэшка» выбрала новое направление. Теперь она ориентируется, в первую очередь, на события школы и самих учеников, что заметно отразилось на возросшей популярности издания. Сегодня «Флэшка» становится полноценной составляющей информационной среды образовательного учреждения, оставаясь рядом со своими читателями, информируя, обсуждая и помогая им на протяжении всей школьной жизни.

Школьное издание является частью информационной среды образовательного учреждения и, при условии осуществления информационных и психолого-педагогических функций, оказывает влияние на формирование информационного пространства школы.


Admin
Admin
Admin

Сообщения : 20
Дата регистрации : 2011-12-03
Откуда : Москва

https://informatizaciya.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения.  Громова Татьяна Владимировна Empty Добровольская Н. И.

Сообщение  Добровольская Н. И. Вт Дек 06, 2011 8:25 am

5. Отличная статья. Здорово, когда есть неравнодушные люди, способные увлечь за собой детей (в хорошую сторону, разумеется).
Единственный момент, не сочтите меня консерватором или занудой, но воспитательный элемент содержания газеты я бы возродила. Спасибо большое!
Добровольская Н. И.
Добровольская Н. И.

Сообщения : 27
Дата регистрации : 2011-12-05
Возраст : 55
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения.  Громова Татьяна Владимировна Empty Re: Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения. Громова Татьяна Владимировна

Сообщение  Громова Т.В. Вт Дек 06, 2011 2:19 pm

Большое спасибо за отзыв!
Внесу ясность: я вовсе не считаю воспитательный аспект школьной газеты пережитком прошлого, вовсе нет! И в своей газете мы стараемся постепенно развивать его, освещая последние события с определенных позиций. Проблема на данном этапе заключается в том, что утрачен большой идеологический (да и культурный) пласт, у нас уже нет той твердой, незыблемой почвы, на которой стояла та же "Пионерская правда". К сожалению или к счастью, мы вынуждены создавать свой информационно-воспитательный фундамент заново: осознавать и транслировать ценности, подмечать и обсуждать негативные моменты современной школьной жизни, выбирать адекватную для этого форму и так далее. Одним словом, мы в процессе, и воспитательный момент упускать не хотим.
Громова Т.В.
Громова Т.В.

Сообщения : 6
Дата регистрации : 2011-12-06

Вернуться к началу Перейти вниз

Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения.  Громова Татьяна Владимировна Empty Добровольская Н. И.

Сообщение  Добровольская Н. И. Ср Дек 07, 2011 9:35 am

Спасибо большое! Поняла Вашу позицию и полностью разделяю её. удачи Вам!
Добровольская Н. И.
Добровольская Н. И.

Сообщения : 27
Дата регистрации : 2011-12-05
Возраст : 55
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения.  Громова Татьяна Владимировна Empty Re: Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения. Громова Татьяна Владимировна

Сообщение  Щукина Елена Николаевна Ср Дек 07, 2011 2:30 pm

Татьяна Владимировна, спасибо Вам за Ваше неравнодушие. Очень приятно осознавать, что в школе работают творческие с огромным оптимизмом люди! Я,уверена, что Вашим ученикам очень повезло! Оценка 5
Щукина Елена Николаевна
Щукина Елена Николаевна

Сообщения : 25
Дата регистрации : 2011-12-07
Возраст : 47
Откуда : Москва/Подольск

Вернуться к началу Перейти вниз

Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения.  Громова Татьяна Владимировна Empty Re: Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения. Громова Татьяна Владимировна

Сообщение  Георгий Андреевич Ср Дек 07, 2011 4:29 pm

Очень важно иметь на базе образовательного учреждения типографию. Даже если в формате учреждения. Это позволяет обучающимся творчески выражать свои мысли через, статьи и заметки. Но всегда все упирается в финансирование этих проектов.
У нас в школе тоже выходит газета, но 1 раз в месяц и в основном под какое-нибудь событие в масштабе страны.
Очень интересную работу Вы ведете и действительно обучающиеся информационно развиваются .Отлично.
Георгий Андреевич
Георгий Андреевич

Сообщения : 8
Дата регистрации : 2011-12-04
Возраст : 43
Откуда : Москва-Ясенево

Вернуться к началу Перейти вниз

Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения.  Громова Татьяна Владимировна Empty Re: Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения. Громова Татьяна Владимировна

Сообщение  Захаров П.А. Ср Дек 07, 2011 5:22 pm

5! Благодарю за блестящую систематизацию!
Захаров П.А.
Захаров П.А.

Сообщения : 9
Дата регистрации : 2011-12-05
Откуда : Москва

http://srodniki-po-ploti.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения.  Громова Татьяна Владимировна Empty Петрова Марина Юрьевна

Сообщение  Петрова М.Ю. Ср Дек 07, 2011 5:36 pm

5! Без сомнения. Важное, нужное и очень сложное дело. Спасибо

Петрова М.Ю.

Сообщения : 21
Дата регистрации : 2011-12-06

Вернуться к началу Перейти вниз

Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения.  Громова Татьяна Владимировна Empty Re: Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения. Громова Татьяна Владимировна

Сообщение  Громова Т.В. Ср Дек 07, 2011 6:24 pm

Уважаемые коллеги, благодарю за отзывы и оценки! Обратная связь всегда имеет высокую ценность, воодушевляет и помогает нам идти вперед.

Георгий Андреевич пишет:Очень важно иметь на базе образовательного учреждения типографию. Даже если в формате учреждения. Это позволяет обучающимся творчески выражать свои мысли через, статьи и заметки. Но всегда все упирается в финансирование этих проектов.
У нас в школе тоже выходит газета, но 1 раз в месяц и в основном под какое-нибудь событие в масштабе страны.
Очень интересную работу Вы ведете и действительно обучающиеся информационно развиваются .Отлично.

Да, вопрос финансирования встает и перед нами тоже. В этом году мы решили издавать газету дважды в месяц и одновременно увеличить количество экземпляров (уж очень хорошо она стала расходиться), на это наших возможностей до сих пор хватало. Однако поступают просьбы печатать еще больше, распространять выпуски среди родителей, раздавать по экземпляру в классах (не говоря уж о том, что по выпуску хотят иметь и сами журналисты), и вот эту роскошь мы уже вряд ли можем себе позволить.
Очень интересно, как выходят из этого положения другие школы, есть ли у кого-то опыт каких-либо форм дополнительного финансирования подобных проектов и как это осуществляется на практике.
Громова Т.В.
Громова Т.В.

Сообщения : 6
Дата регистрации : 2011-12-06

Вернуться к началу Перейти вниз

Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения.  Громова Татьяна Владимировна Empty Ольга Владимировна

Сообщение  Ольга Владимировна Ср Дек 14, 2011 5:34 pm

5. Спасибо за статью. Ваша работа необходима детям для реализации творческих способностей. Так что дерзайте!
Ольга Владимировна
Ольга Владимировна

Сообщения : 21
Дата регистрации : 2011-12-05
Возраст : 58

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы
»  Информационно-образовательные пространства педагогов: проблемы реализации. Добровольская Наталия Игоревна
» Межрегиональная открытая дистанционная конференция «Информатизация школьного образовательного пространства» Секция №4 «Создание условий развития и повышения эффективности информационного пространства ОУ». Пряхин Иван Александрович
» «Использование информационного оборудования и программного обеспечения в образовательном процессе и во внеурочное время по физической культуре». Васенин Георгий Андреевич
» Сайт образовательного учреждения как средство коммуникации всех участников образовательного процесса. Мазурова Яна Сергеевна
» Информационные технологии – важный шаг к новому качеству образования. Щукина Елена Николаевна

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения