Дистанционная конференция «Информатизация школьного образовательного пространства»
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Понятие дистанционного обучения

Участников: 3

Перейти вниз

Понятие дистанционного обучения Empty Понятие дистанционного обучения

Сообщение  Козлов Андрей Сергеевич Чт Дек 08, 2011 6:00 am

Дистанционное обучение в его современном понимании уже широко распространилось по многим странам мира. В начале 90-х годов, когда дистанционна форма обучения делала лишь первые робкие шаги, многие сводили его к возможность использования удаленных информационных ресурсов или обучению с помощью электронных средств. В настоящее время практически все специалисты в области дистанционного обучения понимают под этим термином учебный процесс под руководством преподавателя, будь то в вузе или в школе, полностью сетевой или интегрированный с традиционным обучением.
Основа его – компьютерные телекоммуникации, интернет-технологии. С их распространением идет и достаточно интенсивное внедрение новой формы обучения в университетах, системе повышения квалификации, в школах. Хотелось бы подчеркнуть специально, что дистанционное обучение рассматривается подавляющим большинством педагогов в разных странах мира именно как новая форма обучения.
В Концепции создания и развития ДО в РФ приводится следующее определение.
Дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).
Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно- программного и организационно- методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации. Известны и другие трактовки понятия ДО.
Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных в процессе обучения.
Дистанционное обучение - это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники.
Все приведенные выше определения отражают какую-то одну или несколько сторон этого многогранного явления. Например, складывается впечатление, что в ДО не используются традиционные информационные технологии, такие как печатные издания, что во время учебы вообще отсутствует контакт преподавателя и слушателя. К ДО можно отнести и ситуацию, когда участники учебного процесса территориально не удалены (проживают в одном городе, районе), но не могут иметь возможность контактировать из-за различных временных условий (графиков работы и жизни).
Поэтому, предлагаемое ниже определение в большей степени учитывает характерные черты и варианты организации ДО.
Дистанционное обучение - это синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению.
Последнее утверждение дает право говорить о системе дистанционного образования в ее полном объеме.
Идея ДО не нова, а его элементы в той или иной степени реализованы в таких формах обучения как заочное и экстернат. Элементы технологий ДО присутствуют во всех формах обучения, обозначенных в «Законе об образовании». Под технологиями ДО мы понимаем совокупность методов, форм и средств взаимодействия с обучающимися в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения определенного массива знаний.
Необходимость использования ДО
На основе проведенных исследований можно выделить следующие факторы и процессы, приводящие к необходимости и возможности использования ДО:
• новые требования к образованию (в частности, доступность, невысокая стоимость обучения, ограничения по времени обучения и др.);
• ограничения по пропускной способности ОУ;
• появление и развитие качественно новых средств ИТ и ярко выраженный процесс информатизации;
• усиление международной интеграции др.
Основные принципы проектирования системы дистанционного обучения (СДО) и ее особенности
1. Принцип гуманистичности обучения. Его сущность заключается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку, в создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися социально накопленного опыта, заключенного в содержании обучения, освоении избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических качеств, которые обеспечивали бы ему социальную защищенность, безопасное и комфортное существование.
2. Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в СДО. Суть названного принципа состоит в том, что проектирование СДО необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать.
3. Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий. Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания СДО.
4. Принцип выбора содержания образования. Содержание образования СДО должно соответствовать нормативным требованиям Государственного стандарта РФ.
5. Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО.
6. Принцип стартового уровня образования. Эффективное обучение в СДО требует определенного начального набора знаний, умений, навыков.
7. Принцип соответствия технологий обучения. Технологии обучения должны быть адекватны моделям ДО. В процессе становления СДО могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть включены в нее. Примером таких новых моделей могут служить объектно-ориентированные или проектно-информационные модели. В числе организационных форм обучения в этих моделях будут использоваться компьютерные конференции, телеконференции, информационные сеансы, телеконсультации, проектные работы и др.
8. Принцип мобильности обучения. Он заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для ДО, позволяющих обучающемуся корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится.
9. Принцип неантогонистичности ДО существующим формам образования.

Особенности ДО:
1. Гибкость. Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учится столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.
2. Модульность. В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
3. Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства».
4. Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
5. Асинхронность. Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.
6. Массовость. Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ.
7. Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем ДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств ИТ, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся и других факторов.
8. Преподаватель. Речь идет о новой роли преподавателя (в СДО – тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощь почты или систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты.
9. Обучающийся. Точнее, новая роль обучающегося, или, как более принято в системе ДО - слушателя. Для того чтобы пройти ДО, от него требуется исключительная мотивированность, самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования.
10. НИТ (Новые информационные технологии). В СДО используются преимущественно НИТ (компьютеры, аудио-видео-техника, системы и средства телекоммуникаций и др.).

Козлов Андрей Сергеевич

Сообщения : 6
Дата регистрации : 2011-12-08
Откуда : (informatiksan). Зам. директора по ИО

http://school2014.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Понятие дистанционного обучения Empty Добровольская Н. И.

Сообщение  Добровольская Н. И. Сб Дек 17, 2011 10:24 am

Спасибо за познавательную статью. Очень четко прописаны основные особенности ДО и его преимущества.
Добровольская Н. И.
Добровольская Н. И.

Сообщения : 27
Дата регистрации : 2011-12-05
Возраст : 55
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Понятие дистанционного обучения Empty Понятие дистанционного обучения

Сообщение  Ирина Вс Дек 18, 2011 6:32 am

5. Спасибо за статью. Четко сформулированы особенности и преимущества дистанционного образования. Я думаю, что дистанционное обучение больше применимо в высшей школе, в дополнительном образовании и в проектной и исследовательской деятельности. И конечно же для детей обучающихся на дому.

Ирина

Сообщения : 8
Дата регистрации : 2011-12-06
Откуда : гимназия №1507

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения